Питер Уоттс “Ложная слепота” (2006)



Если бы не невероятно красивые арты, наверно бы не стала читать, хотя ранее слышала о книге. Особенно, после упоминания там вампиров в космосе. Впервые подобный концепт использован не для треша на моей памяти. Здесь вампиры-это вымершие родственники людей. Вымерли они потому что пересечение прямых углов вызывает у них эпилептические припадки. Т.е. в город уже такие особо не пройдут. Повествование не совсем линейное, но не особо сложное, как пишут многие. Короткие флешбеки главного героя о своём прошлом перебивают действие в настоящем. Из них сильно выделяются сегменты с явными рассуждениями вампира о людях и история о предательстве Аманды от лица пленной. Приятно, что я угадала чуждость человеческому первого сегмента, но он и второй выглядят несколько неудачно вклиненными. Скорей всего, они результат работы Сири Китона, чтобы лучше представить читателю персонажей.

Многие жалуются на перегруженность текста научными формулировками, но тому есть причины. Во-первых, много сносок, а совсем непонятное можно загуглить. Большая часть из школьной программы. Лично меня больше всего удивили диаграммы-лица. Чтение книги вызывало очень приятную перегрузку мозга. Давно такого не было. Во-вторых, персонажи специально отобранные учёные. Было очень бы странно, общайся они проще. Как только слово даётся более обычным людям, особенно косноязычной матери главного героя, это заметно. Как и сцена, где один из персонажей вдруг ляпнул "в натуре". Сири упоминает, что текст ещё сильно упрощённая адаптация для нас. На самом деле все говорили на смеси языков и жестами. Хорошо отображена через язык эволюция Китона после шоковой терапии Сарасти. Сразу пропали научные термины, пошли ругательства и пару раз упомянут Господь.

Вкратце сюжет таков:
в будущем, когда человечество смогло оживить вампиров, а деторождение падает за ненадобностью, люди выбирают Матрицу вместо смерти, ведут воины и т.д. Их посещают "светлячки"-своеобразные маяки инопланетного разума. Конечно человечество в шоке, потому отправляет научную экспедицию для разведки и возможного контакта. Те прибывают на место и в ходе исследований понимают, что пришельцы от людей в ужасе и переговоры обречены. Корабли уничтожают друг друга в битве. В живых остаётся лишь рассказчик, который вынужден дрейфовать в полуживом состоянии в космосе, пока на Земле явно творится что-то недоброе. Но он не сильно унывает. Есть ещё вторая часть и готовится третья. Сиквел, судя по описанию, слабо связан с "Ложной слепотой", сомневаюсь, что будет сильная связь в финальной части трилогии. Ведь Сири лететь ещё очень долго.

Забегая вперёд, скажу, что понравилось. Мрачная красивая история с парой необычных решений. Например, в противовес возвеличивания человеческого разума, здесь он больше аномалия. Многие сетуют на плохой конец, но для меня всё не так уж безнадёжно. Главный герой не грустит и мы не будем. Тем более сюжетно и по уровню логики читала похуже вещи.

Инопланетяне. В послесловии автор несколько жалеет, что слишком списал их с реально существующих земных созданий, но кто кроме увлекающихся морской биологией их вспомнит. Учитывая малоизученность океана, подводные гады даже лучше насекомых подходят на роли инопланетян. Сделаны они действительно пугающе. Например, даже слабенькая особь смогла высчитать лакуну между сигналом от глаз к мозгу, чтобы таким образом становится невидимой. Правда, наличие нескольких наблюдателей осложняло задачу. Электромагнитного излучения им хватает, чтобы получить данные о корабле. Корабль у них органический, (они сами наподобие лейкоцитов), что необычно. На ум приходит сравнение с аниме "Безответственный капитан Тейлор", но инопланетяне там скорее эльфы. Пришельцы мастера выживания. Вот только привыкли, что сигналы от других существ означают добычу, врага или союзника, а тут какие-то дикие спамеры, обсуждающие какое-то совершенно ненужное искусство с эмоциями. Конечно они в ужасе с омерзением от людей, если подобное можно сказать относительно их, поэтому никаких переговоров не будет. Удивительно читать как мастерски "Роршах" выходит на связь с экипажем людей, имитируя человеческое общение. Первоначально даже дружественно ведёт себя, чем несколько дезориентирует читателя. Название тоже явно не случайно взято. "Роршахом" называлось одно судно. Необычные вопросы в эфире о имени, получили поводом к даче себе такому прозвищу для землян. При проникновении внутрь легко манипулирует ими. Очевидно имели своеобразный зуб на верящую в силу абсолютно чуждого им Общения Сьюзен, поэтому выполнили угрозу "начать с неё" по полной. Аманда отделалась лишь жутковатым временным несуществованием.

Сири Китон. Главный герой и синтет. По сути он тот кто читает людей, пытаясь влезть к ним в голову, чтобы понять их причины действий. На судне выполняет роль своеобразного ябеды. Должен безучастно наблюдать за экспедицией, чтобы доходчиво объяснить тем кто всё оплатил как и почему всё происходит и что им с этим всем делать. Конечно остальным такое не нравится. Если большинство сохраняет видимый нейтралитет, то Каннингем откровенно выражает свою ненависть. Как бы он не расписывал свою безучастность, также втянут в дело как остальные. Более этого, Китон вовсе не лишён эмоций как думает сам и другие. Забавна сцена, где он слышит как кто-то ругнулся, но не понимает почему все уставились на него. Также в сцене с "небытием" Аманды, Сири явно не как наблюдатель наравне со Исааком спрашивает военную о том как её ощущения. Он же одним из первых озвучивает идею с пытками. После атаки Сарасти, наконец-то обретает утраченные эмоции, даже понимает пришельцев. При этом более человечно воспринимает остальных, хотя твердит, что уже не такой считыватель информации как раньше. Поскольку лучший источник знаний чем простой отчёт, Капитан его отправляет в капсуле. Только из-за технической накладки лететь ему теперь долго. Из-за невырезанных по причине незначительности раковых клеток, система раз 10 000 часов его пробуждает на час. Получает письмо отца с новостями и признанием в родительской любви. Которое ему особенно дорого. При этом перехваченный эфир заставляет его не спешить с выходом на связь. Одни люди убегают на кораблях, другие их догоняют, а в эфире вместо песен одни вампирские щелчки. Но даже перспектива прилететь с большим опозданием и оказаться единственным разумным существом на планете Китона не пугает. Теперь он наедине с новым самим собой. Даже благодарен вампиру, хотя по понятным причинам его не особо любит. Иронично, его почти сочувствие к кровососам. Ведь он сам теперь оживающий мертвец в гробу.

Флешбеки его прошлого раскрывают жизнь на Земле. Собственно весь рассказ его своеобразный отчёт нам и самому себе. Из них узнается, что в детстве страдал эпилепсией, которую исправили заменой части мозга на компьютер. До сих пор видел сны о ярком прошлом, потому что просыпался с улыбкой на губах. Дружил с Пагом, которому не стали делать улучшения ортодоксальные родители. Однако и тот после мощного мордобоя в попытке заступится за друга, обозвал его подселенцем и зомби. Позже они поддерживают отношения и даже прощаются перед вылетом Китона. Глядя на семью Сири неудивительно, что он такой закрытый.

Эмоционально отстраненный отец, который возможно уводил его на какие-то опыты ещё постоянно в секретных командировках. Истеричная мать, настолько одержимая контролём ребёнка после операции, что эпизод, где она преследует его шаг за шагом,а после попытки оградится снимает замки, довольно жуткий. Страшно когда не дают элементарного уединения. Тем более это не выглядит обычной попыткой проследить за ребёнком. Настолько презирает мужа, кто когда в ходе скандала от принятия ей гормонов для увеличения материнской любви тот хватает её за горло, ликует видя сына в дверях. Постоянно хочет чтобы он любил её, а не папу. Удивительно, но отец её безответно любит и не замечает явной агрессии. Выбирает Посмертие в виде Матрицы. Наглядно демонстрируя, что если ты не счастлив внутри, то никакой идеальный мир тебе не подарит покой. Вскользь упоминает некий инцидент за который ей стыдно по словам отца в конце. Возможно тот со шпингалетом.

Девушка у Сири была необычная. Занималась настройкой людей. Как-то жутко, что с помощью правильных препаратов люди готовы менять вкусы ради половинки. Сири любил её, но на фоне матери боялся подпускать кого-то ближе к себе. Поэтому иногда специально отталкивал её. Впрочем и так часто вёл себя своеобразно. Чего стоит поэма о сперматозоиде с маткой и поэтичное наименование цветов срезанными гениталиями чужого вида. Конечно они расстались, что явно не хотел Китон, но из-за боязни открыться допустил. Умирает от жуткого террористического вируса, превращающего в скелет. То как Сири пропускает последний разговор с ней потому что пытается при помощи местного интернета узнать правильные для неё слова и смех и грех. Зато синтет он реально потрясающий. Даже Сарасти отметил. Задолго до встречи уловил внешность пришельцев. Из-за своего отсутствия эмпатии, но желания быть с людьми стал одним из любимых героев. В отличие от Синдзи Икари, он пытается активнее. Подозреваю, сказывается больший возраст. Момент где он улыбается другу детства, потому что так надо в подобной ситуации, чтобы было приятно, для меня как говорится жиза. Тоже иногда так бывает.

Сьюзен Джеймс. Лингвист. По сути представляет собой несколько личностей в одной. Подобное улучшает эффективность работы. В будущем мире книги выяснится, что расщепление личности, вовсе не психическое расстройство, а действительно несколько разумов в одном теле. Впервые сталкиваюсь с такой идеей. Звучит довольно интересно. Если в будущем люди считают физический секс извращением, то почему бы не изменится отношение к другим явлениям? Хотя что-то остается, потому что фамилию и похоже документы имеет лишь Сьюзен. Она верит в дипломатию, поэтому ей особенно тяжело пытать пришельцев. Из-за этого ей достанется больше остальных от них. Они несколько раз выполнят своё обещание достать её первой. Во-первых, именно ей насилуют мозги во время одной из вылазок. Во-вторых, в ходе другой умирает Исаак, с которым встречалась Мишель. Возможно "Роршах" не воспринял их раздельно. В-третьих, именно после промывки, её новая личность, созданная инопланетянами неудачно пытается захватывать управление кораблём. Интересный факт, остальных пилотированию обучали, потому Аманда с Сири вычисляют подмену. Боялась Сири.

Личности Сьюзен: грубоватая Саша, Мишель о которой могу сказать только что она наверно более человечная из всех. Очевидно очень любила Шпинделя, раз не смогла попрощаться с ним. Есть личность мужского рода Головолом, но он появляется редко и не особо любит говорить.

Исаак Шпиндель. Биолог и врач. Также как Джеймс имел реальный прототип со слов автора. Парадоксально, являясь по сути частью медицинского отсека, он один из самых живых персонажей. Удивительно хорошо относится к Сири и даже шутит с ним в одной сцене о вампире. Не изменил отношения даже зная о слежке за ним. В конце Китон понимает что "похоже он был моим другом".

Роберт Каннингем. Дублер, размороженный после ранения в голову Исаака. Они могут оживлять умирающих от радиации людей, но смерть обратить вспять не по силам даже местной науке. Полная противоположность коллеги. Холоден и ненавидит Сири, считая того паразитом. Погибает даже немного иронично для биолога. Его воруют пришельцы в ходе обманного маневра и тащат на свой корабль. После смерти Шпинделя возможно в машине осталось что-то от него, раз он читает еврейские молитвы. Хотя рассказчик отмечает, что летели они все атеистами. Хотя кто знает что было позже в голове у Исаака.

Аманда Бейтс. Военный-киборг. Упомянуто что она индийский кровей. И вообще многих. Отвечает за армейскую часть. Может контролировать роботов-пехотинцев, управляя одновременно всеми ими. Для неё данное назначение одновременно почёт и ссылка. Она умудрилась отдать пленной её палачей для заключения мира. Такие действия вызвали противоречивые мнения, ведь спасая множество жизней, она предала своих же. Поэтому её отправили куда подальше в космос. Мне она даже нравится. Довольно практичный персонаж. Постепенно планирует бунт, который чует Китон, но игнорирует Сарасти. В финале остается на корабле, несмотря на предложение Сири. Потому что не может иначе.

Юкка Сарасти. Вот кто бы сказал, что киборг-вампир в космосе будущего может быть персонажем серьёзной истории? Выступает командиром экспедиции, ему дублёра нет. Во вселенной произведения вампиры действительно боятся крестов, но из-за восприятия, которое любой перекрест линий под прямым углом превращает в причину эпилептических припадков. Загадочный тип с нордическим характером. Тем не менее в самой натуре чувствуется хищник. Нравится сцена, где он не просто щёлкает зубами на неугодное мнение, но шипит. Сразу напомнило фильмы с Кристофером Ли. Однажды даже пытался подбодрить команду. Вышло не очень. В собственной каюте изучает данные с помощью перекошенных страданиями людских лиц. Определенно считает Китона профессионалом, но точно знает когда он начинает ошибаться. Проводит шоковую терапию, нападая на рассказчика. Но лично у меня есть подозрения, что неизвестно когда именно подменили ему блокаторы припадков. Возможно пускание крови и не было частью плана изначально.

Сири ему даже сочувствует. Немного. Он тоже был эпилептиком и понимает какого это притворятся нормальным для людей. Хотя не особо любит вампира за терапию, благодарен за неё. Интересна параллель между ним и вампирами. В финале синтет по сути живой иногда просыпающийся труп в гробу, с компьютеризированной частью мозга. В то время как вампиры тоже страдают припадками, также могут засыпать и точно также в голове Сарасти была машина. В развязке, когда Юкка тащит главного героя к спасательной капсуле по атакуемому кораблю, подменённые лекарства приводят к возвращению приступов, из-за чего выясняется неожиданный факт. Кибернетическое соединение с Капитаном (искусственным интеллектом управляющим кораблём) судя по концовке, возможно не было вспомогательным как все думали. Оно убивает вампира, потому что не могло управлять им. Уже зомби снаряжает рассказчика в последний путь. На отчаянный вопрос Сири, а был ли когда-то вообще сам Юкка, даётся лишь уклончивый ответ, что людям неприятно быть управляемым машиной. Понимайте как хотите. Интересно, что до переборки Сарасти не проявлял ожидаемой агрессии и даже погибая не дал Китону упасть с высоты.